(Черкасской епархии УПЦ), находится близ с. Лебедин Шполянского р-на Черкасской обл. (Украина). Основан в 1779 г. как отд-ние Лебединского Георгиевского муж. мон-ря, устроенного в 1657 г. в урочище Чичково близ с. Лебедин по благословению митр. Киевского, Галицкого и всея Руси Дионисия (Балабана-Тукальского).
24 мая 1779 г. кн. Франтишек Ксаверий Любомирский (1747-1819) выдал т. н. фундационную грамоту («Право на основание монастыря») на устроение Н. Л. м. в принадлежавшем ему лесном угодье близ с. Лебедин, между реками Н. Гептурка и В. Гептурка (ГА Черкасской обл. Ф. 422. Оп. 1. Д. 2. Л. 132; Мариновский. 1997. С. 164). По местному преданию, реки названы в память о битве казаков с турками (казаки «гепали турка», т. е. били турок). 18 июня 1782 г. митр. Киевский и Галицкий Гавриил (Кременецкий) выдал письменное разрешение на основание Н. Л. м. и постройку церкви. Отсрочка офиц. открытия мон-ря объясняется тем, что лишь за месяц до этого, 8 мая 1782 г., урядник кн. Любомирского шляхтич Ян Вышинский окончательно оформил отвод земель в Лебединском лесу для строительства обители (ЦГИАК. Ф. 825. Оп. 2. Д. 4. Л. 10). Мон-рь находился недалеко от бывш. хозяйственного подворья киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря.
С 1782 г. Н. Л. м. возглавляла игум. Таисия. Вероятно, ее предшественницей была упоминаемая в документах в 1786 г. старица Магдалина, бывш. настоятельница, проживавшая в обители на покое (Там же. Ф. 180. Оп. 1. Д. 21. Л. 2). Предание называет основательницами Н. Л. м. мон. Магдалину, а также 3 инокинь: Трифиллию, Дарию и Февронию, прибывших из Молдавии, из разоренного турками Каратурского в честь Благовещения Пресв. Богородицы скита Оргеевского у. или из Каларашовского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря Сорокского у. По преданию, явившийся сестрам свт. Николай Чудотворец велел основать обитель и монахини обратились за поддержкой к кн. Любомирскому.
29 февр. 1784 г. митр. Киевский и Галицкий Самуил (Миславский) выдал грамоту на освящение в Н. Л. м. деревянного собора во имя свт. Николая Чудотворца (1780-1784). 17 марта 1784 г. этот храм освятил настоятель Жаботинского Чубовского во имя преподобного Онуфрия Великого мужского монастыря игум. Мелхиседек (Шаховский (Каховский?)). 25 мая 1780 г. заложена, а в 1784 г. освящена теплая трапезная ц. во имя вмц. Варвары. К теплой церкви примыкало каменное помещение с 6 комнатами для настоятельницы и сестер.
В 1787 г. Н. Л. м. стал самостоятельным, заштатным. Соответствующее решение Киевской духовной консистории инициировал игум. Даниил (Натток-Михайловский; Ɨ 1821), настоятель (1786-1796) Лебединского Георгиевского мон-ря, с целью разграничения земельных угодий 2 обителей, которые к тому времени пытался захватить ген. Н. П. Высоцкий, владелец соседнего мест. Златополь.
По резолюции еп. Чигиринского, викария Киевской епархии Феофана (Шиянова-Чернявского) от 20 июня 1800 г. при игум. Елисавете был освящен новый, более вместительный деревянный Никольский собор с приделом во имя праведных Захарии и Елисаветы (в 1883-1884 устроен 3-й придел - в честь Успения Пресв. Богородицы). Храм возводился на средства черноморского кошевого Захария Череги. К 1823 г. в Н. Л. м. построили деревянную колокольню, а в 1832-1838 гг. по благословению митр. Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) - каменную ограду с надвратной 3-ярусной колокольней (в 1876 колокольня реставрировалась). На колокольне имелось 8 колоколов (большой колокол, отлитый в Харькове, весил 64 пуда 22 фунта). Новый, каменный Варваринский храм (1839-1844) освятил 11 сент. 1844 г. митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет (Амфитеатров).
По прошению митр. Киевского Филарета указом Киевской духовной консистории от 14 окт. 1842 г. Н. Л. м. утвержден как второклассный необщежительный с получением из гос. казны 2155 р. ежегодно. Это укрепило экономическое положение мон-ря. Н. Л. м. имел и свои доходы от свечного завода, мельницы на р. Гептурке, гостиницы, пасеки, сенокосов, пахотных земель. Значительные пожертвования осуществляли благотворители: графиня А. А. Орлова-Чесменская, митрополиты Киевские Арсений (Москвин) и Филофей (Успенский), гр. А. Шуленбург, директор сахарного завода В. Константинов, купчиха А. Колобова и др. К 1852 г. в обители проживали 50 монахинь и 30 послушниц.
В 1858-1875 гг., при игум. Филарете (Шлиппенбах), представительнице старинного дворянского рода, обитель достигла расцвета. В сент. 1858-1859 гг. по резолюции еп. Чигиринского, викария Киевской митрополии Антония (Амфитеатрова) Никольский собор был разобран, перестроен «в прежнем и надлежащем виде» и обложен кирпичом. Храм стал значительно больше: с зап. стороны пристроена крытая галерея, с южной и северной сторон сделаны большие притворы, с вост. стороны пристроена ризница, вмещавшая монастырский архив и б-ку. Подведен новый каменный фундамент, стены снаружи и внутри покрыты тесом; на новом большом куполе звезды, шар и кресты позолочены листовым золотом.
Ок. 1860-1861 гг. в Н. Л. м. была возведена 2-этажная гостиница. В 1866-1867 гг. перестроен Варваринский храм, к-рый стал 3-престольным: центральный престол освящен в честь Вознесения Господня, правый - во имя вмц. Варвары и левый - во имя свт. Митрофана Воронежского. Центральная часть храма завершена деревянным куполом, покрытым листовым железом. Все кресты и шары были позолочены, крыша окрашена зеленой краской. Церковь отапливалась 4 каменными печками. Настоятельница (1891-1915) игум. Евфалия I (Лебедева; Ɨ 20 окт. 1915) в связи с большим числом паломников инициировала строительство второй 2-этажной гостиницы, а также нового келейного корпуса. В 1891 г. игум. Евфалия была награждена наперсным крестом, в 1898 г.- серебряной медалью в память царствования имп. Александра III Александровича, в 1900 г.- золотым наперсным крестом, в 1907 г.- крестом с драгоценными украшениями из Кабинета Его Императорского Величества. К 1908 г. Н. Л. м. владел 103 дес. земли. В обители проживали игумения, 67 монахинь, 13 рясофорных послушниц, 70 указных и 259 временных послушниц.
В 1858 г. по благословению митр. Киевского и Галицкого Филарета при игум. Филарете в Н. Л. м. открылось 6-классное духовное жен. уч-ще, где обучались ок. 40 девушек из семей духовного звания и сироты. Уч-ще располагалось в деревянном флигеле с 3 кельями. Кроме Закона Божия и общеобразовательных предметов изучались музыка, пение, нем. и франц. языки. Воспитанницы занимались шитьем одежд и облачений, вышиванием и вязанием, изготовлением декоративных цветов. Для преподавания нек-рых предметов приглашали учителей из Златопольской гимназии. В 1878/79 уч. г. в уч-ще находились 82 воспитанницы, 30 из к-рых - сироты из бедных семей на полном монастырском пансионе. С 1863 г. митр. Киевский Арсений, посетивший Н. Л. м. и уч-ще, выделял 200 р. ежегодно на содержание воспитанниц. По указу Киевской духовной консистории от 16 дек. 1887 г. уч-ще стало 2-классным.
При настоятельнице (1915-1918) игум. Иулиании (Герасимовой) у Н. Л. м. отняли земли, в кон. 1917 г. закрыли жен. уч-ще. В 1918-1924 гг. мон-рь возглавляла игум. Евпраксия. В окт. 1929 г. обитель была закрыта, а настоятельница (1924-1929) игум. Смарагда, обвиненная в сокрытии 86 пудов пшеницы, не сданной гос-ву, арестована ГПУ. В 1929-1933 гг. в мон-ре размещалась сельскохозяйственная коммуна «Червоный Жовтень», с 1933 г.- «школа-колония» для детей-сирот, в 1941 г. эвакуирована (директор В. К. Вовченко).
В 1941 г. Н. Л. м. был возобновлен, настоятельницей стала игум. Валентина (Резниченко). К нач. 1945 г. в обители жили 83 насельницы (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 5). В том же году игум. Валентина была арестована и осуждена за «укрывательство бандитского элемента», под к-рым подразумевались участники Организации украинских националистов. Вместе с ней были осуждены неск. послушниц. К нач. 1949 г. число насельниц возросло до 250, т. к. в Н. Л. м. перешли монахини из закрытых мон-рей: Чигиринского Троицкого, Жаботинского Онуфриева, Мотронинского во имя Святой Троицы, полтавского в честь Воздвижения Креста Господня, Козельщинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Козельщинские сестры во главе с игум. Феофанией перевезли в Н. Л. м. чтимый список Козельщанской иконы Божией Матери. Богослужения в обители совершались в теплом Вознесенском (Варваринском) храме. Пели 2 хора: Лебединский (45 певчих) и Козельщанский (25 певчих). Также в Н. Л. м. находилась иконописная мастерская, к-рой руководила инокиня Феонилла из С.-Петербурга. В послевоенные годы Н. Л. м. принадлежали пахотные и сенокосные земли (более 22 га), в т. ч. большой огород и сад. На пахотных землях сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо и овес. Для нужд обители держали 3 пары волов, 2 пары коней, 15 коров, отару овец, а также 50 ульев и т. д.
7 июня 1961 г., при игум. Евфалии II (Прянишниковой; Ɨ 1962), Н. Л. м. закрыли. Церковная утварь, ризница и архив были вывезены, колокола переданы в музей г. Черкассы. Из 178 сестер только часть смогла разместиться в Красногорском (Золотоношском) в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре, остальным пришлось искать пристанища в окрестных селах. До 1972 г. на территории обители размещался туберкулезный диспансер (Лебединская туберкулезная больница), в 1972-1993 гг.- дом-интернат для умственно отсталых детей.
К нач. 90-х гг. XX в. в Никольском соборе имелось множество перегородок, в алтаре находилась т. н. Ленинская комната, в Вознесенском храме устроены котельная, прачечная, душевые комнаты и туалеты, в алтарях - сушилка для белья и баня; монастырское кладбище осквернено, могилы разрушены. Верхний ярус колокольни был снесен. По описанию этих лет, «кирпичная, прямоугольная в плане, двухъярусная с аттиковым завершением» колокольня «сооружена в формах классицизма. Центральная ось здания со сквозным проходом закреплена портиками тосканского ордера. Колонны портиков несут антаблемент, завершенный треугольным фронтоном. Стены первого яруса обработаны горизонтальным рустом, пластику стен второго яруса обогащает квадровая рустовка и плоские круглые ниши, в которых помещены небольшие оконные проемы с лучковыми перемычками. Здание завершено невысоким аттиком позднего происхождения (звонный ярус колокольни разобран), декорированным поясом плоских ниш с лучковыми перемычками» (Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1986. Т. 4. С. 257-258).
28 дек. 1992 г. Н. Л. м. был возобновлен, 9 янв. 1993 г. указом еп. Черкасского и Каневского Софрония (Дмитрука) настоятельницей назначена игум. Валентина (Цветкова; Ɨ 2003; погребена у юж. придела Никольского собора), с 1951 г. являвшаяся насельницей обители. С 2003 г. настоятельницей является игум. Николая (Кривобок). Восстановлены оба храма и другие сохранившиеся постройки мон-ря. Среди святынь в Н. Л. м. находятся рака с мощами схиархим. Аввакума (в монашестве Досифей (Старов); 1877-1964), последнего настоятеля Мошногорского Вознесенского мон-ря близ г. Черкассы, а также старинный обновившийся образ свт. Николая Чудотворца. В 1 км от Н. Л. м. расположен почитаемый т. н. Магдалиновский источник, названный в память о мон. Магдалине, к-рую считают 1-й игуменией обители. По местному преданию, источник «открыл» в сер. XVII в. проезжавший через Украину патриарх К-польский свт. Афанасий III Пателларий.
В ЦГИА Украины в Киеве сохранилось собрание архивных материалов Н. Л. м. и Лебединского Георгиевского мон-ря (Ф. 1253).